Артур Popados Шигапов (popados) wrote,
Артур Popados Шигапов
popados

Авиакатастрофа на вылет

Немногие пассажиры этого курортного аэропорта догадываются, что именно здесь произошла крупнейшая в истории авиакатастрофа. Столкнулись сразу два огромных лайнера, почти 600 жертв, пожар прямо на взлётно-посадочной полосе. И всё это было окутано туманом - нет, не тайны. Обычным туманом, который смог скрыть целый самолёт! Вы только представьте, что один из бортов горел, не получая помощи от пожарных, просто потому, что его не видели.

P2040215.JPG

Честно говоря, я немного волновался, приехав сюда ещё засветло. Надо было покидать гостеприимные тёплые Канары и лететь в холодный Мадрид, именно отсюда, из аэропорта ''Лос-Родеос''. У него печальная слава. Очень неудачное расположение на возвышенности между холмами, от чего ночью он вообще не работает. Быстро меняется погода, и чистое вроде небо может в считанные минуты завернуться в туманное одеяло.

2.
P2040211.JPG

Неудивительно, что тут произошло аж три авиакатастрофы, и все стали для своих стран самыми крупными. В 1972 году на взлёте рухнул самолёт Convair компании Spantaxrues. 155 погибших - тогдашний рекорд для Испании. В 1980-м в соседнюю гору при заходе на посадку врезался английский Боинг-727 с туристами на борту. 146 человек не долетело до вожделенных курортов - британский печальный рекорд.

Но трагедия, разыгравшаяся ровно 40 лет тому назад, до сих пор осталась самым массовым случаем гибели авиапассажиров.
3.


Солнце уже поднялось, терминал заполнили люди. Я поднялся на второй этаж и смотрел на них, представляя, как примерно в таком же порядке и настроении 27 марта 1977 года проходили таможню и паспортный контроль пассажиры двух обычных туристических чартеров, вылетающих в Лос-Анджелес и Амстердам.
4.
P2040216.JPG

Оба Боинга-747 - на тот момент самых крупных пассажирских самолётов - были забиты до отказа. Из-за стеснённости, ''Лос-Родеос'' имеет всего одну ВПП. Она в тот день оказалась забитой международными рейсами из-за совершённого теракта на соседней Гран-Канарии, обычно принимавшей всех гостей из-за границы.
5.
P2040218.JPG

Вкратце, суть происшествия была такова. Самолёт KLM вырулил на взлёт. Пока его дозаправляли, на ВПП резко опустился густой туман. В это же время борт компании PanAm ехал навстречу по взлётке, пытаясь съехать на параллельную рулевую дорожку. Но из-за своих внушительных габаритов пропустил пару съездов и направился к последнему. Увы, не успел.
6.
145128235216018597.jpg

По трагической случайности, пилоты неверно поняли команды диспетчера.
Голландский сильно торопился и нервничал, ведь ему надо было ещё залететь на Гран-Канарию. В общем, стартовал он с полным баком и увидел препятствие лишь за 500 метров до столкновения. Попытался взлететь и избежать его, но помешали лишние 40 тонн залитого горючего. Бам!
7.
145128219015163837.jpg

Именно ошибка голландского капитана была названа основной причиной катастрофы. Комиссия по расследованию установила, что она была вызвана спешкой пилота из-за желания поскорее покинуть Тенерифе и уложиться в нормативные сроки выполнения рейса. Свою трагическую роль сыграли также густой туман, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз и плохое знание иностранных языков. Второстепенными факторами стали отказ американского Boeing покинуть ВПП на третьем съезде (как ему было первоначально указано), задержка с дозаправкой и теракт в аэропорту Гран-Канария, с которого все и началось.
8.
1451282175123462166.png

Я вышел к посадочному гейту и посмотрел на соседние холмы. Из-за них стал подниматься туман. Самые обычные облака.
9.
P2040213.JPG

Сердце начало вкрадчиво нашёптывать идею остаться на острове ещё на недельку. Прекрасный же город Санта-Круз, мне там понравилось.
10.
P1300131.JPG

Может, надо было вообще погрузить свою тушку на огромный круизный лайнер, и добраться до вожделенной Африки старинным путём, как нормальный конкистадор?
11.
P2030205.JPG

Но линять уже было поздно, объявили посадку на Мадрид.
12.
20170204_091358.jpg

Какие последствия имела та страшная авария?
Весь радиообмен между пилотами и диспетчерами был стандартизирован, чтобы исключить неправильную интерпретацию команд диспетчеров. Кроме того, авиакомпании стали уделять исключительное внимание тому, что позже назвали Crew Resource Management (управление возможностями экипажа). Для перевозчиков стало ясно, что совершенно недостаточно просто обучить экипаж техническому процессу управления самолетом.
13.
1451282421117184965.jpg

Во время того самого финального радиообмена молодой голландский бортинженер высказал сомнение в том, что Boeing PanAm покинул ВПП, однако капитан ван Зантен и его второй пилот проигнорировали замечание бортинженера, понадеявшись на свой опыт. При этом у бортинженера, подавленного авторитетом самого известного лётчика KLM, не хватило смелости настоять на своей точке зрения. C конца 1970-х от экипажей всех авиакомпаний мира стали требовать, чтобы все важные решения принимались по взаимному согласию всех находящихся в кабине.

Так что если что-то пойдёт не так, знайте - они там сговорились.
14.
1451282324114889162.jpg

Мне повезло в то утро - погода оставалась ясной.
15.
20170204_095215.jpg

Я улетал с Тенерифе, и вспоминал своё посещение самого опасного аэропорта в мире. Нет, не ''Лос-Родеос''. А Луклы, в горном Непале, в 2012 году. Как выглядит взлёт, показано в этом ролике, смотреть с 7:17.
16.


Плюс пикирование под углом 45 градусов на Кабул, блуждания в тумане на крохотном самолётике между Бали и Ломбоком, в поисках посадки, замену в последний момент борта на Петропавловск-Камчатский, из-за технической неисправности. Бог миловал мою бродячую душу, за что могу сказать ему спасибо.
Надеюсь, нас с вами не будет на тех рейсах, которые не долетят до места назначения. Колитесь, были ли моменты, когда сердце ёкало и обещали сами себе, что больше на борт - ни ногой))

p/s/ Парочка абзацев для поста взята с Пикабу - лень было пересказывать матчасть.

, чтобы быть в курсе. Все посты транслируются в
, всё остальное - в моём

Политика модерирования и за что тут банят особо ретивых троллей изложены популярно здесь, не попадайтесь:
http://popados.livejournal.com/186090.html

Tags: Испания, авиа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo popados january 19, 2015 18:25 113
Buy for 90 tokens
Уважаемые читатели! Перед тем, как вы напишете здесь свой первый комментарий, ознакомьтесь с правилами поведения в этом невероятно светлом и уютном блоге. И тогда он наверняка не станет последним, я обещаю. Правила просты и понятны: Комментарии модерируются, и довольно жёстко. Оскорбления…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments